Содержание
Дизартрия – это нарушение произношения, встречающееся у пяти процентов детей. Особенностью патологии является то, что ребенок может знать много слов, уметь правильно строить фразы, но понять его сложно из-за невнятности речи.
Объясняется данный синдром ограниченностью подвижности органов речевого аппарата, что становится следствием поражений нервной системы. Проблемы имеются не с отдельными звуками – болезнь характеризуется полностью смазанной речью. О симптомах, причинах, видах аномалии, методах ее лечения читайте ниже.
Симптоматическая картина
Поскольку заболевание, как правило, бывает врожденным, симптомы дизартрии у детей проявляются очень рано. Каждый внимательный родитель может их распознать. Насторожить его должны такие признаки, приводимые в стандартной таблице симптомов:
- крик младенца слаб;
- глотать и сосать крохе тяжело;
- у ребенка невыразительная мимика;
- грудничок часто срыгивает, поперхивается.
Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками. Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией). Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.
Что касается речевой характеристики отклонения, то она заключается в следующем:
- малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
- его голос звучит «в нос»;
- научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
- при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
- малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
- нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.
Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.
Важно! Чем раньше родители заметят отклонение и обратятся к специалисту, который проведет коррекцию дизартрии, тем больше шансов на полное выздоровление.
Причины патологии
Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.
- токсикозы во время беременности;
- гипоксия плода;
- резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
- патологии соматического характера, которыми страдает мать;
- сложные роды с травмами или асфиксией;
- рождение раньше срока.
Замечание! Только в 20% случаев диагностируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Подавляющее большинство страдающих этим заболеванием – ребята с ДЦП.
Среди приобретенных факторов выделяют:
- травмы головы;
- менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
- «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
- отит гнойного типа;
- серьезные интоксикации организма.
Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.
Виды патологии
В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:
- Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
- Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
- Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
- Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
- Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
- Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.
Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.
Степени патологии
Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:
- Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
- Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
- Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.
Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.
Диагностика заболевания
Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.
Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь. Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше. Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.
Внимание! Начинать лечение дизартрии у детей можно лишь после выяснения точного диагноза. И поставить его должен врач.
К специализированным методам диагностики дизартрии в логопедии относятся:
- электромиография;
- электронейрография;
- электроэнцефалография.
Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.
Лечение речевых отклонений
К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.
Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:
- Актовегин;
- Глиатилин;
- Глицин;
- Магне В6;
- Пантогам;
- Пантокальцин.
Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:
- проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
- развивать мелкую моторику;
- формировать правильную речь
- улучшать речевую коммуникацию.
Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.
Совет! Тяжелые формы патологии лучше лечить на базе специализированных учреждений, поскольку ребенок постоянно должен находиться под медицинским наблюдением.
Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.
Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.
Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.
Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.
Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.
Смотрите видео:
Статья построена крайне грамотно, которая показывает суть всей проблемы и благодаря которой при тщательном изучении можно уже с пеленок понять не болеет ли чем либо ребенок, вообще считаю при малейшем отклонении следует обратится к врачу. Так же отмечу, что подбирать врача следует качественно и не бежать в первую попавшуюся поликлинику, иначе у них вечно либо все плохо, чтоб деньжат выкачать, либо все хорошо, так как ленятся лечить, зачастую такое бывает в областных больницах. После же подбора специалиста, строго следовать его рекомендациям и тогда эта паталогия, покамисть не запущенная, мне кажется быстро пойдет к выздоровлению.
Работаю логопедом несколько лет и еще ни разу не сталкивалась с этой проблемой. Наткнулась на статью случайно, искала новую информацию про различные нарушения произношения у детей. Материал отличный, все подробно описано и после прочтения не возникает дополнительных вопросов. Теперь могу точно сказать, что если столкнусь с такой патологией, буду знать, какие меры необходимо предпринять.